Главная

1. Особенности антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой: макроэкономические аспекты

Государственный сектор и приватизация

Структурные сдвиги в экономике развитых стран

Финансирование капиталовложений корпораций

Государственная финансовая поддержка нововведений

Основные направления совершенствования государственного управления

2. Опыт антикризисного управления в Германии

Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

Деятельность немецкого ведомства по управлению государственной собственностью

3. Опыт антикризисного управления в Чехии

Реализация проектов приватизации в Чехии

Мероприятия Правительства ЧР в пользу инвесторов и обязательства Фонда народного имущества ЧР по вопросам экологии

Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов в Чехии

4. Опыт антикризисного управления в Италии

ДжЕПИ - компания по управлению и промышленному участию

5. Резюме

6. Российский опыт антикризисного управления

Понятие и значение финансового состояния предприятия

Оценка ликвидности предприятия: теоретические аспекты

Оценка рентабельности предприятия

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности предприятия

Система критериев для оценки неплатежеспособности коммерческой организации

Кредитоспособность и платежеспособность предприятия

Обзор нормативно-правовой базы в области кредитования и оценки кредитоспособности предприятия-заемщика

Методики оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, использующиеся в практике коммерческих банков

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков в КБ "Сбербанк"

Пример оценки финансового состояния ООО «Еврохлеб» с использованием методики рейтинговой оценки на основе системы финансовых коэффициентов

7. Оценка стоимости предприятий

Задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса), основные подходы

Сравнительные методы оценки предприятия

Методы оценки предприятия с точки зрения «потока наличности»

Методы оценки предприятия с точки зрения активов

Аудиторские компании Москвы (список)

 

Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов в Чехии

Порядок банкротства в Италии основан на королевском постановлении правительства от 16 марта 1942 г. № 267. Это постановление, дававшее хорошие результаты в прежние годы, уже устарело. И оно должно быть заменено законодательством, более соответствующим проблематике современного индустриального общества.
В нем различают четыре правовые нормы:
• действительное банкротство;
• соглашение с кредиторами (ввиду угрозы банкротства);
• контролируемое управление (в случае угрозы банкротства);
• принудительная ликвидация органов управления.
Рассмотрим каждую из правовых норм более подробно.
Банкротство. Объективная предпосылка банкротства - состояние неплатежеспособности, т.е. неспособность предприятия отвечать по своим обязательствам. Это понятие более широкое и не ограничивается только кризисом ликвидности.
Приостановление платежей - форма проявления очевидного банкротства предприятия.
Цель банкротства заключается в защите интересов всех кредиторов предприятия путем изъятия у предпринимателя функций контроля и управления.
Органами, осуществляющими процедуры банкротства, являются: обычный суд, который выносит решение о банкротстве и о всех действиях, вытекающих из банкротства; уполномоченный судья, выполняющий директивные функции и контроль действий попечителя; попечитель, управляющий имуществом предприятия-банкрота под руководством уполномоченного судьи; комитет кредиторов, обладающий совещательными функциями.
Объявление о банкротстве вызывает также персональные последствия, которые, ограничивают сферу свободы и правоспособности банкрота (например, просмотр корреспонденции банкрота попечителем; обязательство банкрота не покидать место жительства без разрешения уполномоченного судьи, занесение банкрота в государственный реестр банкротов).
Эта личная недееспособность остается в силе до тех пор, пока банкрот не будет восстановлен в гражданских правах, а его имя не будет вычеркнуто из реестра банкротов.
Для предпринимателя-неудачника, но аккуратного и пользующегося хорошей репутацией, не предусмотрено никаких уголовных последствий. Для того, кто на этапе, предшествующем банкротству, действовал с умыслом, предусмотрено уголовное наказание за мошенническое банкротство (от трех до десяти лет тюремного заключения); для того, кто действовал только небрежно, предусмотрено уголовное наказание за простое банкротство (от шести месяцев до двух лет тюремного заключения).
Соглашение с кредиторами. Предприниматель, который находится в состоянии неплатежеспособности, до тех пор пока не будет объявлено банкротство, может попытаться избежать этого, предложив кредиторам так называемое соглашение с кредиторами.
Предложение о соглашении должно предусматривать: предложение серьезных имущественных гарантий личных или третьих лиц с тем, чтобы обеспечить полный платеж того, что причиталось привилегированным кредиторам и по меньшей мере 40% от того, что причиталось кредиторам, не получившим обеспечения (без привилегий), или в качестве альтернативы - предложение о передаче кредиторам всего имущества, в том числе личного имущества предпринимателя, лишь бы оценка такого имущества заставляла обоснованно считать, что кредиторы могут быть удовлетворены в ранее указанном размере.
Кроме того, для предпринимателя, вносящего предложения, необходимы следующие условия:
- числиться два года в реестре предприятия или хотя бы с момента начала деятельности предприятия, если у последнего меньшая продолжительность, и вести обычный бухгалтерский учет за этот же период;
- в течение пяти предыдущих лет не объявляться банкротом и не допускаться к другой процедуре соглашения с кредиторами;
- не подвергаться уголовным преследованиям в связи с банкротством или правонарушением в отношении имущества, экономики, промышленности или торговли, не совершать уголовно наказуемых преступлений.
Предложение о соглашении должно представляться предпринимателем, а решение - приниматься судом по месту расположения предприятия. Если предложение не имеет реквизитов, предписанных законом, суд объявляет банкротство; если же предложение принимается, то суд назначает судью, который должен следить за порядком, и судебного исполнителя, который должен управлять процедурой.
В отличие от процедуры банкротства во время процедуры соглашения с кредиторами за предпринимателем сохраняется право управления имуществом и работой предприятия; он только поставлен под наблюдение судебного исполнителя и руководство уполномоченного судьи.
Начало процедуры соглашения с кредиторами примерно аналогично действиям, вытекающим из процесса банкротства, действиям, связанным с требованием соблюдения равенства материальных условий для всех кредиторов.
Соглашение с кредиторами имеет одну особенность: после принятия к рассмотрению судом оно должно быть одобрено большинством кредиторов, которые вызываются на суд и приглашаются к голосованию.
Если не будет достигнуто предусмотренного законом большинства, то объявляется банкротство, при наличии большинства соглашение с кредиторами принимается.
Контролируемое управление. Если предприниматель временно затруднен выполнить свои обязательства, то законом предусмотрена процедура контролируемого управления, с тем чтобы преодолеть случайный кризис, в котором оказалось предприятие.
Управление предприятием и управление имуществом предпринимателя передаются на судебный контроль, и предоставляется отсрочка платежей на период не более двух лет, если есть серьезные, разумные и объективные возможности для санации предприятия.
Во время этой процедуры за предпринимателем, как правило, сохраняется право на управление имуществом и работой предприятия. Контролируемое управление прекращается по решению суда, если не может продолжаться с пользой. За отменой следует объявление о банкротстве, если только предприниматель будет не в состоянии предложить соглашение с кредиторами.
Такие же последствия происходят, если предприниматель по истечении срока действия процедуры не в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства. Контролируемое управление прекращается по окончании временного кризиса, поскольку должник в состоянии надлежащим образом выполнять свои обязательства.
Принудительная ликвидация органов управления. Некоторые предприятия, как правило, государственные учреждения или компании, занимающиеся деятельностью, представляющей особый общественный интерес (например, страховые компании или кредитные учреждения), подвергаются контролю государственных органов управления.
Если эти предприятия находятся в состоянии развала или из-за нарушений норм их функционирования или по иной причине прекращение их деятельности становится оправданным, целесообразна ликвидация имущества. Происходит она административным путем, отсюда и название «ликвидация органов управления».
Особые законы определяют предприятия, относящиеся к этому виду процедуры, и случаи, по которым может быть принято постановление о ликвидации.
Как проявление состояния неплатежеспособности рассматриваются следующие случаи:
• недостаточность активов, предоставленных в счет гарантии обязательных резервов предприятиям, занимающимся страхованием жизни, даже если страхователь докажет, что он обладает имуществом (незаложенным), достаточным для гарантии всех принятых на себя обязательств;
• для сельских банков (кредитных учреждений кооперативного типа), если потеря уставного капитала составляет одну треть;
• потеря половины имущества других кредитных предприятий, даже если оставшаяся часть имущества достаточна для выполнения других обязательств.
Общие принципы принудительной ликвидации органов управления следующие.
Хотя процедура и носит преимущественно административный характер, контроль судебных органов в целях защиты прав как должника, так и третьих лиц, заинтересованных в процедуре, все же обеспечивается.
Как правило, принудительная ликвидация органов управления исключает банкротство, но особый закон уточняет возможное исключение из этого правила. В этом случае применяется критерий прецедента, т.е. объявление о банкротстве устраняет принудительную ликвидацию, и наоборот. Процедура принудительной ликвидации аналогична той, которая предусмотрена для обычного процесса банкротства; единственное различие касается органов контроля. Так, если в случае банкротства назначается попечитель, то при принудительной ликвидации действует уполномоченный ликвидатор, который помогает наблюдательному комитету (состоит из трех или пяти человек, имеющих опыт работы в сфере деятельности предприятия). В случае особой значимости предприятия уполномоченными ликвидаторами могут быть три человека.
Последствия ликвидации для предпринимателя, кредиторов и существующих правоотношений аналогичны последствиям банкротства.
Рассмотренный мною закон 1942 г. носит чисто защитный характер и его недостаток в том, что он не учитывает социальное воздействие процедуры банкротства. Он направлен в первую очередь на защиту кредиторов и лишь косвенно - на защиту экономической системы от неконкурентоспособного элемента, поскольку такое предприятие способно нанести гораздо более серьезный ущерб. Этот закон никак не рассматривает социальные последствия в случае кризиса крупных предприятий.
Современное государство должно учитывать этот аспект. Поэтому в последующее время был введен комплекс законодательных норм о банкротстве, чтобы смягчить слишком резкие социальные последствия безработицы. Однако еще до вступления в силу закона о банкротстве 1942 г. в Италии этот важный аспект был поставлен и решен с помощью такого инструмента, который был в системе антикризисного управления страны, - Института промышленной реконструкции, учрежденного законом 3 мая 1933 г. В конце Первой мировой войны экономическая система Италии характеризовалась значительным переплетением банковского и промышленного капиталов. В послевоенных условиях эта система переживала существенный кризис, поэтому Банк Италии должен был вмешаться и профинансировать «Консорциум для субсидирования промышленных предприятий» (создан в 1914 г. с целью способствовать финансированию деятельности оборонной промышленности), чтобы он в свою очередь поддерживал все предприятия, оказавшиеся в кризисном состоянии.
В результате всех этих мероприятий к 1926 г. в Италии рождается государство-предприниматель, которое через собственное учреждение брало на себя контрольное участие в предприятиях как банковских, так и обрабатывающих.
Таким образом, реализация государства-предпринимателя явилась не следствием политического выбора, а результатом первой мировой войны и при всеобщем согласии мира бизнеса. Американский кризис на Уолл-Стрите в 1929 г. и Великая депрессия 30-х гг. повлияли на итальянскую экономику: особенно пострадала банковская система, которая, как уже отмечалось, была тесно связана с промышленностью. С целью контроля кризиса был создан Институт промышленной реконструкции (ИРИ), который в мае 1933 г. должен был начать санирование трех крупных банков того времени: "Банко ди Рома", "Кредито Итальяно" и "Банка Коммерчале".
В 1936 г. ИРИ из временного учреждения, созданного для оздоровления банковской системы, превратился в постоянно действующий холдинг, которому были переданы функции по управлению долями акционерного капитала, которыми он обладал. К этому периоду относится принятие так называемой «формулы ИРИ», понимаемой как:
• приобретение в течение продолжительного времени акций в государственную собственность предприятий обрабатывающей промышленности;
• сохранение за этими предприятиями характера акционерных обществ и соответствующих норм частного права;
• отказ гарантировать контролируемым предприятиям монопольного положения и, более того, придание им позиции равенства в отношении частных конкурентов.
Переход доли акционерного капитала от частного капитала в сферу государства обеспечивал не только участие в предприятиях, в контроле над которыми государство было заинтересовано, но участие во всех его делах: и в прибылях, и в убытках, которыми банки обладали в момент их санации.
С преобразованием ИРИ в постоянно действующий орган изъятие капитала и передача его частному предпринимательству тех долей участия, которые государство не было заинтересовано удерживать, оставались основным инструментом политики ИРИ.
Вторая мировая война прервала почти на десять лет нормальную деятельность ИРИ. В конце 50-х годов он возобновил свою деятельность. В последние годы деятельность ИРИ получила дальнейшее развитие в связи с выходом на рынок автомобильной компании «Альфа Ромео», переданной «Фиат», объединения «Группо Ланеросси» из текстильного сектора, переданного частному объединению «Мардзотто», Merchant Bank «Медиобанка», объединения пищевой промышленности «СМЕ» и двух важных банков «Кредите Итальяно» и «Банка Коммерчале Итальяно».




 




Hosted by uCoz