Главная

1. Особенности антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой: макроэкономические аспекты

Государственный сектор и приватизация

Структурные сдвиги в экономике развитых стран

Финансирование капиталовложений корпораций

Государственная финансовая поддержка нововведений

Основные направления совершенствования государственного управления

2. Опыт антикризисного управления в Германии

Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

Деятельность немецкого ведомства по управлению государственной собственностью

3. Опыт антикризисного управления в Чехии

Реализация проектов приватизации в Чехии

Мероприятия Правительства ЧР в пользу инвесторов и обязательства Фонда народного имущества ЧР по вопросам экологии

Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов в Чехии

4. Опыт антикризисного управления в Италии

ДжЕПИ - компания по управлению и промышленному участию

5. Резюме

6. Российский опыт антикризисного управления

Понятие и значение финансового состояния предприятия

Оценка ликвидности предприятия: теоретические аспекты

Оценка рентабельности предприятия

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности предприятия

Система критериев для оценки неплатежеспособности коммерческой организации

Кредитоспособность и платежеспособность предприятия

Обзор нормативно-правовой базы в области кредитования и оценки кредитоспособности предприятия-заемщика

Методики оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, использующиеся в практике коммерческих банков

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков в КБ "Сбербанк"

Пример оценки финансового состояния ООО «Еврохлеб» с использованием методики рейтинговой оценки на основе системы финансовых коэффициентов

7. Оценка стоимости предприятий

Задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса), основные подходы

Сравнительные методы оценки предприятия

Методы оценки предприятия с точки зрения «потока наличности»

Методы оценки предприятия с точки зрения активов

Аудиторские компании Москвы (список)

 

Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

Немецкое законодательство признает предприятие банкротом при наличии двух ситуаций: если предприятие неплатежеспособно в прогнозируемом длительном периоде; если пассивы превышают актины.
Момент наступления банкротства - коммерческие банки отказывают предприятию в кредите, понимая, что предприятие в сложном финансовом положении, т.е. уже длительный период времени несло убытки и не имеет имущества, которое могло бы быть залогом под кредит (превышение пассивов над активами).
Второй показатель неплатежеспособности предприятия (превышение пассивов над активами) имеет условный характер, поскольку предприятия, особенно часто в период их становления, несут большие затраты по вхождению в бизнес и довольно часто на этом этапе расходы предприятия превышают его доходы. Поэтому Верховный суд ФРГ вынес решение, что предприятие признается банкротом в случае превышения пассивов над активами только тогда, когда либо активы предприятия не покрывают долгов, либо предприятие не в состоянии представить положительный прогноз своего развития.
Поэтому нормативные акты, регулирующие деятельность акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью обязывают предприятие постоянно оценивать свои активы с тем, чтобы иметь возможность оплачивать свои долговые обязательства в долгосрочном периоде.
При оценке бизнеса предприятия на длительную перспективу необходимо исходить из рыночной стоимости активов предприятия, поскольку балансовая стоимость активов не отражает их реальной стоимости и может быть как значительно выше (по товарам, оборудованию, которые в данный момент трудно реализовать), так и значительно ниже (чаше всего это стоимость земельных участков).
Немецкое законодательство предусматривает конкурсное производство (которое рассматривается как синоним банкротства) при наличии двух причин банкротства: прекращения кредитования банком и превышения пассивов над активами.
Арбитражный суд открывает конкурсное производство на основании заявления кредиторов или самого предприятия-должника. Причем предприятия обязаны подавать заявления сразу же при обнаружении превышения пассивов над активами. Несвоевременная подача заявления руководством предприятия рассматривается как уголовное преступление.
Окончательное превышение пассивов над активами устанавливается арбитражным судом по конкурсным делам с помощью конкурсного управляющего, главная задача которого заключается в выяснении причины банкротства - имеет ли место неплатежеспособность.
Если предприятие не обладает активами, достаточными для оплаты судебных издержек, проведение конкурсного производства отклоняется судом из-за отсутствия конкурсной массы, и предприятие ликвидируется.
Цель конкурсного производства - удовлетворение требований кредиторов. Однако достижение этой цели крайне затруднено, что объясняется следующими причинами:
• стоимость конкурсной массы практически сложно определить на начальном этапе, поскольку коммерческие банки кредитуют предприятие под залог имущества. В результате при открытии конкурсного производства не остается свободного от залога имущества и остальные кредиторы (мелкие банки, поставщики) могут удовлетворить в ходе конкурсного производства лишь незначительную часть своих требований;
• в балансе практически нельзя обнаружить гарантийные права кредиторов, за исключением залоговых прав на участки земли, которые заносятся в поземельную книгу, и потому часто возникают ситуации, когда оказывается, что конкурсное производство открыто слишком поздно и невозможно удовлетворить требования кредиторов на 100%. Существуют три группы кредиторов:
• государство - как налоговый кредитор, который первым получает удовлетворение своих требований из конкурсной массы;
• задолженность по заработной плате сотрудникам предприятия. Если ликвидируемое предприятие не в состоянии выплатить заработную плату своим сотрудникам, то зарплату выплачивает государство, таким образом интересы работников предприятия-банкрота оказываются защищенными;
• прочие кредиторы.
Конкурсное производство начинается с момента подачи заявления, на основании которого суд принимает решение об открытии конкурсного производства и назначает временного конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий должен обладать достаточными знаниями в области права и экономики и иметь в своем распоряжении штат сотрудников, чтобы обеспечить квалифицированное ведение бухгалтерского учета на предприятии. Чаще всего конкурсным управляющим назначаются адвокаты, которые пользуются доверием коммерческих банков, выступающих главными кредиторами в конкурсном производстве. Конкурсный управляющий одновременно является и менеджером предприятия, если собрание кредиторов, проводимое судом по конкурсному производству, придет к заключению, что назначенный судом конкурсный управляющий их удовлетворяет.
Собрание кредиторов решает вопрос, должно ли предприятие быть ликвидировано немедленно или может продолжать свою деятельность некоторое время.
Если собрание кредиторов проголосовало за немедленную ликвидацию предприятия, то предприятие-должник может быть продано другой фирме целиком. Для этой цели создается компания-преемница, состоящая из кредиторов несостоятельного должника и имеющая статус юридического лица, которая продает предприятие с тем, чтобы удовлетворить свои требования. Такая ситуация возможна, если предприятие-должник может быть санировано.
Более распространенный вариант - кредиторы приходят к решению, что предприятие-должник может продолжить свою деятельность, отказываются от части своих требований и выдают предприятию новые кредиты.
Санация предприятия-банкрота происходит в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции.
Правовая предпосылка проведения санации предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль.
Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, различные здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано.
При осуществлении организационных мероприятий на крупных предприятиях, как правило, создают новые стратегические единицы, т.е. предоставляют юридическую самостоятельность различным подразделениям предприятия, преобразуя их в дочерние предприятия. В такой ситуации становится очевидным, приносит ли прибыль и насколько эффективна продукция этого подразделения, а каждый управляющий отвечает за успех своего предприятия.
В качестве примера рассмотрим процессы реструктурирования и разукрупнения крупного промышленного предприятия Германии АО ТАКРАФ.
Полное разукрупнение АО ТАКРАФ происходило в два этапа.
На первом этапе ТАКРАФ отделило основную сферу производства от периферийного производства; на втором этапе периферийные подразделения были окончательно отделены от АО; фирма сконцентрировалась вокруг основного производства.
На начало 1991 г. АО ТАКРАФ состояло из 27 предприятий, производящих широкий набор продукции. В 1990 г. общий оборот составил 2.796 млн. DM, персонал - 31077 человек. Производилась следующая продукция: горнодобывающее, транспортное оборудование, передвижные краны, железнодорожные краны, портовое оборудование, береговые краны, строительные краны, литейное оборудование, автопогрузчики, потребительские товары и др.
ТАКРАФ сконцентрировал свою деятельность на основном производстве, при этом периферийные производственные сферы были отделены в соответствии с этапами разукрупнения. Было приостановлено производство неконкурентной продукции (например, краны на автомобилях). Предприятия прошли структурную перестройку. Высокоспециализированные продукты, не находившие сбыта в новых условиях (например, запасные части для производимых ранее грузовиков), были исключены из производственной программы.

Важная особенность проведения санации в Германии - обязательная смена менеджеров, особенно занимающих ведущую роль в органах управления, поскольку старые управленческие структуры зачастую не в состоянии осознать ошибочность проводимого курса и радикально изменить его.
На крупных предприятиях, как правило, много ступеней управления, что часто ведет к потере информации и снижает оперативность управления. Поэтому в процессе санации происходит значительное сокращение уровней управления. Опыт показывает, что на предприятиях, где занято около 25 тысяч работающих, достаточно четыре уровня управления.
Для улучшения внутренней системы контроля создаются специальные службы, в задачи которых входит контроль за соблюдением стратегических целей в деятельности предприятия. В поле зрения данных спецслужб находится бухгалтерский учет и его соответствие руководящим линиям, оплата приходных счетов согласно установленным срокам, контроль за использованием инвестируемых средств в строгом соответствии утвержденным приоритетам. Кроме того, к спецслужбам относится независимый ревизионный отдел, осуществляющий регулярную проверку всех служб предприятия с тем, чтобы предупредить противоправные действия отдельных сотрудников предприятия. В такой ситуации необходимо, чтобы время проведения проверок (ревизии) не было заранее известно службам предприятия.
Предприятия в Германии довольно часто применяют такой опыт совершенствования структуры предприятия: независимо от кризиса приглашают консультантов со стороны для того, чтобы они осуществили изменение всей внутренней организации предприятия и предотвратили укоренение нерациональных, часто надуманных структур.
В ходе проведения санации предприятие избирает определенную стратегию - наступательную или оборонительную.
Наиболее часто предприятия, испытывающие финансовые трудности, выбирают оборонительную стратегию. Она выражается в том, что предприятие, испытывая в течение определенного времени трудности с реализацией своей продукции, стремится сократить объемы производства, отказаться от убыточной продукции, соответственно сократив численность работников предприятия, распродать излишние производственные мощности, чтобы выправить свое финансовое положение.
Один из вариантов оборонительной стратегии - политика предприятия, направленная на то, чтобы отстоять свои позиции на рынке в борьбе с конкурентами: сократить затраты на производство, снизить цены и обеспечить себе успех на рынке.
Наступательная стратегия - стратегия диверсификации, которая заключается в завоевания дополнительных рынков сбыта за счет выпуска новых видов продукции. Наступательная стратегия заключается в том, что предприятие выходит на рынок с новыми видами продукции по более дешевым ценам и вытесняет конкурентов. Однако признано, что в Германии наступательная стратегия малопригодна для предприятий, испытывающих финансовые трудности, поскольку выпускать более дешевые товары можно только при наличии финансовых ресурсов, которыми предприятие в данный момент не располагает.
Для завоевания передовых позиций на рынке сбыта предприятие использует такие приемы, как управление качеством продукции, управление расходами. Для обоснованного выбора между возможными вариантами поведения предприятия на рынке необходимо тщательное изучение рынка и тактики конкурентов. Руководство предприятием должно четко определить потенциальную емкость рынка и тактику конкурентов.
Особенность финансового оздоровления предприятий в Германии - в том, что изучение рынка не требует значительных затрат, поскольку существуют детальные разработки на эту тему. Хороший менеджер знает своих конкурентов на память. В зависимости от состояния рынка и положения предприятия выбирается определенная стратегия, которая на каждом предприятии имеет свои особенности.
План санации предприятия может разрабатываться самим предприятием или собранием кредиторов. И за его принятие должно проголосовать квалифицированное большинство. Концепция санации включает следующие элементы будущей политики предприятия - концепцию продукта, концепцию производства и концепцию кадровой политики. Необходимо рассмотреть отдельные концепции в их взаимосвязи в общем плане деятельности предприятия. При разработке перечисленных концепций основное внимание акцентируют на постановке центрального вопроса, общей характеристики концепции и запланированных мероприятий.
Проведение санации предполагает следующие меры.

Организационные:
• приспособление к измененной общей экономической ситуации;
• ориентация программы производства и продаж на потребности рынка;
• пересмотр и создание контроля расходов;
• пересмотр и создание производственного процесса;
• проверка компетенции руководящих сотрудников;
• прекращение работы нерентабельных отделов.

Финансовые:
• взыскание требований по открытым счетам;
• увеличение капитала предприятия;
• преобразование заемного капитала в собственный путем привлечения дебиторов в качестве участников;
• конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочные ссуды или в долгосрочные ипотеки.
Если позднее выяснится, что санация не может быть успешно осуществлена, поскольку потери предприятия слишком велики, то конкурсное производство будет вновь возобновлено.

Анализ причин кризиса предприятия


В развитой рыночной экономике предпосылки для банкротства предприятия, как правило, складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три гола предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.
Для финансового оздоровления предприятия в ФРГ проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис.
Анализ внутренних причин неплатежеспособности предприятия в ФРГ проводится по следующим направлениям:
- правовые условия функционирования предприятия;
- производственная программа предприятия и размещение его филиалов;
- система снабжения предприятия производственными ресурсами;
- потребности предприятия в кредите и финансовое планирование;
- организационные условия на предприятии;
- информационная система предприятия.
Банкротство предприятия, помимо внутренних причин, может быть вызвано внешними причинами, такими, как: политические факторы, технические и экономические условия функционирования предприятия, состояние отрасли, в которой работает предприятие; уровень государственного контроля в отрасли; проблемы охраны окружающей среды; наличие квалифицированной рабочей силы. При анализе внешних факторов учитывается уровень платежеспособности населения в данный момент; распределение доходов населения; наличие на рынке взаимозаменяемой продукции; мощности конкурирующих фирм и степень их загруженности; стратегия предприятий-конкурентов; их финансовые возможности и источники финансирования капиталовложений.
Истинные причины неплатежеспособности предприятия можно выяснить, только тщательно проанализировав совокупность внешних и внутренних факторов, на основе точной информации о положении предприятия на рынке и возможных прибылях и убытках предприятия, вероятных факторах финансового успеха. Как показывает практика предприятий ФРГ, банкротство предприятия - результат взаимодействия целой группы факторов как внешних, так и внутренних.
Особая трудность в выяснении причин финансовых трудностей предприятия - явно недостаточная достоверная информация. Кроме того, общепризнанно, что нельзя рассчитывать на добросовестность прежнего руководящего состава при обращении к ним за дополнительной информацией. Потому экспертам чаще всего приходится самостоятельно исследовать положение на предприятии.





 




Hosted by uCoz