Сравнительные методы оценки предприятия
Первым можно отметить очень простой и эффективный метод - прямого сравнения продаж. Его использование гарантирует высокую скорость и достоверность, но, стоит оговориться, при условии достоверности аналогов. Под аналогами понимается следующее:
предприятия-аналоги должны быть одинаковой формы собственности с оцениваемым предприятием;
иметь приблизительно одинаковый доход и оборот финансов;
численность работающих должна приблизительно совпадать;
также желательно, чтобы они совпадали по еще нескольким более мелким вопросам (регион, природные ресурсы, близость магистралей, близость поставщиков и т.д.).
Однако в данный момент в России пока еще существует сложность применения этого метода. Она заключается в необходимости использовать информацию о цене ранее оцененных аналогичных предприятий. Как показывает существующая практика, такой информации накоплено еще не достаточно. Таким образом, необходимая информация о цене может и должна накапливаться с использованием других нижеприведенных методов. К таковым, например, относятся методы, базирующиеся на активах. Стоит отметить, что при всех преимуществах метода прямого сравнения он не лишен и недостатка, который заключается в сложности оценки больших компаний, т.е. в нахождении аналога.
При оценке акционерных обществ, как закрытых, так и открытых прекрасно работает мультипликатор «цена/доход акционерного общества». Сущность метода в нахождении отношения между прибылью акционерного общества, акции которого находятся в свободной продаже, и рыночной ценой этих акций. Полученный результат (индикатор) может быть применен для оценки стоимости другой аналогичной компании, акции которой принадлежат нескольким владельцам и открыто не продаются. Таким образом, стоимость бизнеса здесь находится, как и в методе сравнения продаж, но с некоторыми нюансами. Т.е., прежде чем оценивать при помощи данного метода, приходится ответить на следующие вопросы:
- Можно ли приравнять покупку на бирже акций открытого акционерного общества к приобретению 100% интереса в закрытой компании?
- Правомерно ли использовать мультипликатор «цена/доход акционерной компании», поскольку котировка акций на рынке не устойчива?
- Можно ли уравнять мотивацию владельца большой компании, приобретшего 100% акций другой, и действия мелкого инвестора?
При всем этом этот метод так же хорош для перепроверки заключений о стоимости полученных при помощи других методов. С его помощью можно добиться хороших результатов при оценке рыночной стоимости больших закрытых акционерных обществ. Однако для малых предприятий, не котирующих акции на бирже, данный метод недостаточно точен.
«Золотое правило» или отраслевые коэффициенты – метод, который основан на использовании заранее рассчитанных в ходе длительных наблюдений соотношений между ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками. Например, было определено, что цена рекламного агентства составляет 0,7 от годовой выручки. Данный метод позволяет оценить достоверность результатов, полученных более точными методами. То есть он используется как приложение и продолжение ко всем остальным методам. Отдельно метод не применяется из-за невысокой точности результата. Найденный другим методом результат должен уложиться в границы, рассчитанные методом отраслевых коэффициентов. Однако для российского рынка отраслевые коэффициенты, применяющиеся при использовании данного метода, практически не рассчитаны.
|