Основные направления совершенствования государственного управления
В целях совершенствования государственного регулирования в странах Запада и США значительное внимание уделяется следующим направлениям:
• процессу совершенствования управления, который рассматривается как организационная и процедурная основа для реформ;
• базе управленческого законодательства, являющейся юридической базой для осуществления перестроек в деятельности госаппарата;
• задачам ведомственного уровня, обеспечивающим перевод общеправительственных курсов и целей в конкретные задания для каждого федерального министерства.
Для руководства всей работой в США созданы специальные органы. Президентский совет по честности и эффективности (создан в марте 1981 г.) должен координировать усилия различных ведомств по сокращению числа должностных преступлений, злоупотреблений и потерь при осуществлении федеральных программ. В его задачи входят координация деятельности генеральных инспекторов, разработка межведомственных подходов к проблеме, создание условий для ранней диагностики случаев злоупотреблений, потерь. некомпетентности управления и борьбы с ними (посредством использования бухгалтерского учета, компьютеризованных систем проверки и контроля).
Кроме того, в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления, цель которого - служить форумом для выработки решений проблем, встающих перед госаппаратом, и для обмена идеями. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:
• совершенствование управления финансовыми ресурсами. Например, для совершения эффективности предоставления государственных кредитов ряд функций по управлению кредитами передан частному бизнесу, что позволило сократить масштабы «невостребованных долгов», а также злоупотреблений, получивших широкое распространение в американской кредитной политике в последние годы;
• повышение отдачи от правительственных ведомств;
• рационализация управленческих инструментов и процедур;
• усиление управленческого контроля для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов.
Следует отметить, что государственное регулирование значительно усиливается в периоды экстремального развития (от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции в период войн). Например, в Японии в послевоенные годы, когда коэффициент ущерба составлял для энергетики, машиностроения и химической промышленности 30-58%, экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.
Усилия государственной экономической политики в тот период направлены, прежде всего, на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях.
В последующие годы (1949-1950 гг.) продолжается активная политика государства по демонополизации экономики и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении и поэтапно отменяется государственное регулирование цен.
|