Главная

1. Особенности антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой: макроэкономические аспекты

Государственный сектор и приватизация

Структурные сдвиги в экономике развитых стран

Финансирование капиталовложений корпораций

Государственная финансовая поддержка нововведений

Основные направления совершенствования государственного управления

2. Опыт антикризисного управления в Германии

Немецкое законодательство о банкротстве предприятия

Деятельность немецкого ведомства по управлению государственной собственностью

3. Опыт антикризисного управления в Чехии

Реализация проектов приватизации в Чехии

Мероприятия Правительства ЧР в пользу инвесторов и обязательства Фонда народного имущества ЧР по вопросам экологии

Процедура признания предприятия банкротом и погашения долгов в Чехии

4. Опыт антикризисного управления в Италии

ДжЕПИ - компания по управлению и промышленному участию

5. Резюме

6. Российский опыт антикризисного управления

Понятие и значение финансового состояния предприятия

Оценка ликвидности предприятия: теоретические аспекты

Оценка рентабельности предприятия

Оценка финансовой устойчивости предприятия

Анализ денежного потока как способ оценки кредитоспособности предприятия

Система критериев для оценки неплатежеспособности коммерческой организации

Кредитоспособность и платежеспособность предприятия

Обзор нормативно-правовой базы в области кредитования и оценки кредитоспособности предприятия-заемщика

Методики оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков, использующиеся в практике коммерческих банков

Методика рейтинговой оценки кредитоспособности предприятий-заемщиков в КБ "Сбербанк"

Пример оценки финансового состояния ООО «Еврохлеб» с использованием методики рейтинговой оценки на основе системы финансовых коэффициентов

7. Оценка стоимости предприятий

Задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса), основные подходы

Сравнительные методы оценки предприятия

Методы оценки предприятия с точки зрения «потока наличности»

Методы оценки предприятия с точки зрения активов

Аудиторские компании Москвы (список)

 

Система критериев для оценки неплатежеспособности коммерческой организации

Одним из критериев рыночного хозяйствования является банкротство или несостоятельность хозяйствующих субъектов.
Под банкротством понимается неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погасить срочные обязательства. Банкротство является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия, результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия, поэтому в странах с рыночной экономикой выработан механизм упреждения и защиты предприятий от полного краха.
Основные элементы этого механизма:
- правовое регулирование банкротства;
- наличие организационного, экономического и нормативно-методического обеспечения процессов принятия решений при реализации актов о несостоятельности (банкротства) предприятий;
- меры государственной финансовой поддержки неплатежеспособных предприятий в целях сохранения перспективных товаропроизводителей;
- финансирование реорганизационных и ликвидационных мероприятий;
- экономическая защита интересов всех участников системы банкротства;
- ведение реестра неплатежеспособных предприятий, доведение информации о банкротах до сведения широкой общественности.
В условиях Российской Федерации нормативно-правовой базой механизма банкротства предприятий являются следующие документы.
1. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» (Указ Президента РФ от 12 июля 1992 г.).
2. Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» (от 8 января 1998 г., № 6-ФЗ).
3. «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2264).
5. «О федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом» (Постановление Президента РФ от 20 сентября 1993 г. № 926).
6. «О Федеральном управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом» (Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926).
7. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» (Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498).
8. «Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» (Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ № 31-р от 12 августа 1994 г.).
9. Гражданский кодекс Российской Федерации.
Действующий в РФ порядок предусматривает, что решения о несостоятельности (банкротстве) предприятий принимаются:
- в добровольном порядке самим предприятием;
- по заключению арбитражного суда;
- Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.
Основанием для принятия решения о несостоятельности (банкротстве) предприятия является система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498.

Суть системы критериев заключается в следующем.
По данным баланса вычисляются значения коэффициента текущей ликвидности (КТЛ) и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами КОС. Если КТЛ<2 или КОС<0,1, структура баланса считается неудовлетворительной. Здесь 2 и 0.1 - критические значения коэффициентов, использующиеся в "Методических положениях" Федерального управления по делам о банкротстве от 12 августа 1994 года.
Прогнозное значение КТЛ (t+Т) вычисляется как:
КТЛ (t + Т) = КТЛ (t) + D (КТЛ)* Т / D (Т), где:
D (КТЛ - изменение КТЛ за последний квартал;
Dt - продолжительность квартала в днях;
Т - контрольный период времени.
То есть при вычислении используется скорость изменения (производная) КТЛ (t) за последний временной период Dt .
Если предприятие имеет неудовлетворительную структуру баланса, то вычисляется прогнозное значение КТЛ (t+Т), где Т=6 месяцев.
Если прогнозное КТЛ > 2, то восстановление платежеспособности реально, если КТЛ < 2, то нереально. Если структура баланса удовлетворительна, то вычисляется прогнозное КТЛ (t+Т), где Т=З мес. Если прогнозное КТЛ < 2, то вероятна утрата платежеспособности.
Заметим, что в коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами здесь входят собственные оборотные средства без учета долгосрочной кредиторской задолженности.
Значение критического КТЛ=2, указанное в постановлении Правительства РФ, взято из мировой практики и является завершенным. Среднее значение КТЛ в России не превосходит 1,4. Если государство имеет задолженность перед пользователем, то значение КТЛ корректируется. На основании расчета скорректированного коэффициента текущей ликвидности определяется зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним.
Установленная неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности равно или превышает критериальное значение указанного коэффициента, установленное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года №498.
Неплатежеспособность предприятия считается несвязанной непосредственно с задолженностью государства перед ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности ниже критериального значения указанного коэффициента, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 года №498, т.е. КТЛ< 2.
На мой взгляд, методика оценки платежеспособности и возможности его восстановления или утраты, предложенная федеральным управлением по банкротствам является грубой начальной оценкой финансового состояния предприятия.
Справедливость вычисления прогнозного значения коэффициента текущей ликвидности по скорости его изменения (производной) в предыдущем временном периоде, я считаю весьма спорной. Основным достоинством такого способа является его простота.
Более обоснованным является вычисление этого коэффициента на базе прогнозной бухгалтерской отчетности.
В постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" говорится, что предприятию может быть предоставлена финансовая помощь. Однако, неплатежеспособным предприятиям не может предоставляться государственная финансовая поддержка, если отсутствует хотя бы одно из следующих условий:
- наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
- безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.
Государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров, работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка.
Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются исключительно на:
- финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения;
- возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство;
- финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством;
- финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.
Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе.
Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не могут влечь за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия.
Финансирование предприятий производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (Федеральное управление), обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), - с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) - с другой.
Основаниями для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются:
- выполнение требований, установленных в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N 498:
1. наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке;
2. безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки.
- наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий;
- наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий.
В случаях, когда действующим законодательством предусмотрено внесение Федеральным управлением от имени собственника (должника, кредитора) ходатайств в арбитражный суд о проведении реорганизационных процедур, предусматривающих оказание государственной финансовой поддержки, Федеральное управление не вправе заявлять указанные ходатайства при отсутствии хоты бы одного из указанных выше оснований.
Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом).
В случаях, когда государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд.
В случае, если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование мероприятий, невыполнение плана-графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей. Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий.




 




Hosted by uCoz